Автоматизация звука [Ч] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях, во фразе.

I. Орг. момент. Послушай загадки.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …. (Черепаха)

Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром.

Крышкой брякает, стучит.

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)

Может он в орех залезть,

Чтоб орешек свежий съесть,

Всё, что вкусно, выедает

И обратно выползает. (Червяк)

Какой первый звук в словах-отгадках?

 II. Основная часть.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с тобой будем учиться правильно и красиво говорить звук Ч.

  • Артикуляционная гимнастика.

Язык вперед – назад.
Язык вниз — вверх.
Языком покрутить колесико.
Язык влево – вправо.
Надуть щеки, лопнуть шар.
Улыбка – хоботок.
Открыть – закрыть рот.
Пощелкать язычком.
Облизать верхнюю губу, зубы.
Распластывание языка.
Покусать непослушный язык + бя-бя, пя-пя.
Подуть на цветочек, листик, полоску, карандаш.

  • Уточнение артикуляции звука.

Работа с артикуляционным профилем.

Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы.

— При произнесении звука [Ч], губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?

— При произнесении Звука [Ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)

– При произнесении звука [Ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука [Ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука [Ч], воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)

– При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)

  • Автоматизация звука Ч в слогах. Чтение слоговой таблицы.

ча—чо—чу      чи—чё—чу
чо—чу—ча      чё—чи—чу
чу—чи—че      ча—чё—чи
чи—чо—чу      чо—чу—чё

  •  Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха.

– Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [Ч].

(кот, чайка, рак, черепаха, человек; машина, врач, грач, нога, мяч; мальчик, девочка, мышь, очки)

  • Определение места звука [ч] в слове.

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

  • Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:

— “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.

— “Кто за кем? Кто перед кем?”

  • Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

  •  физ.минутка

Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.

Чу-чу-чу, далеко я укачу.

Чу-чу-чу, я на дачу хочу.

Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие   пальцы вращаются

Прицепил  вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы

  1.  Игра «Посчитай предметы».

Одна чайка, две …

Один мальчик, два..

Один мяч, два..

  1.  Игра «один-много». Закончи предложения по картинкам. Назови детенышей животных, четко проговаривая звук Ч.

«У … не один …, а много…»

  1.  Послушай рассказ.

Миша нашёл под деревом грачонка.

Грачонок  был чёрный, носатый.

Летать грачонок не умел.

Миша кормил его червяками и личинками.

У грачонка отросли крылья, и он  улетел.

  1.  Ответь на вопросы.

Миша нашёл под деревом грачонка.

Кого…?

Грачонок  был чёрный, носатый.

Кто…? Какой…?

Летать грачонок не умел.

Кто…?

Миша кормил его червяками и личинками.

Чем кормил…?

У грачонка отросли крылья, и он  улетел.

У кого..

  1.  Перескажи рассказ.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Какой звук мы закрепляли на уроке? Какие задания больше всего понравились? Молодец.