Автоматизация звука [Ч] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях, во фразе.
I. Орг. момент. Послушай загадки.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …. (Черепаха)
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром.
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)
Может он в орех залезть,
Чтоб орешек свежий съесть,
Всё, что вкусно, выедает
И обратно выползает. (Червяк)
Какой первый звук в словах-отгадках?
II. Основная часть.
- Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с тобой будем учиться правильно и красиво говорить звук Ч.
- Артикуляционная гимнастика.
Язык вперед – назад.
Язык вниз — вверх.
Языком покрутить колесико.
Язык влево – вправо.
Надуть щеки, лопнуть шар.
Улыбка – хоботок.
Открыть – закрыть рот.
Пощелкать язычком.
Облизать верхнюю губу, зубы.
Распластывание языка.
Покусать непослушный язык + бя-бя, пя-пя.
Подуть на цветочек, листик, полоску, карандаш.
- Уточнение артикуляции звука.
Работа с артикуляционным профилем.
Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы.
— При произнесении звука [Ч], губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?
— При произнесении Звука [Ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)
– При произнесении звука [Ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [Ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [Ч], воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)
- Автоматизация звука Ч в слогах. Чтение слоговой таблицы.
ча—чо—чу чи—чё—чу
чо—чу—ча чё—чи—чу
чу—чи—че ча—чё—чи
чи—чо—чу чо—чу—чё
- Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха.
– Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [Ч].
(кот, чайка, рак, черепаха, человек; машина, врач, грач, нога, мяч; мальчик, девочка, мышь, очки)
- Определение места звука [ч] в слове.
А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.
(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)
- Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД
Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:
— “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.
— “Кто за кем? Кто перед кем?”
- Подбор слов-антонимов
Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:
Чайка не черная, а …(белая)
Черепаха не быстрая, а … (медленная)
Человек не худой, а … (толстый)
Врач не злой, а … (добрый)
Грач не белый, а …(черный)
Мяч не большой, а … (маленький)
Мальчик не старый, а … (молодой)
Девочка не грустная, а … (веселая)
Бабочка не тяжелая, а … (легкая)
Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.
- физ.минутка
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
Чу-чу-чу, далеко я укачу.
Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.
Пальчиковая гимнастика
Ехал, ехал паровоз
пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез
сцепить указательные пальцы
4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы
- Игра «Посчитай предметы».
Одна чайка, две …
Один мальчик, два..
Один мяч, два..
- Игра «один-много». Закончи предложения по картинкам. Назови детенышей животных, четко проговаривая звук Ч.
«У … не один …, а много…»
- Послушай рассказ.
Миша нашёл под деревом грачонка.
Грачонок был чёрный, носатый.
Летать грачонок не умел.
Миша кормил его червяками и личинками.
У грачонка отросли крылья, и он улетел.
- Ответь на вопросы.
Миша нашёл под деревом грачонка.
Кого…?
Грачонок был чёрный, носатый.
Кто…? Какой…?
Летать грачонок не умел.
Кто…?
Миша кормил его червяками и личинками.
Чем кормил…?
У грачонка отросли крылья, и он улетел.
У кого..
- Перескажи рассказ.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Какой звук мы закрепляли на уроке? Какие задания больше всего понравились? Молодец.