Для полноценного речевого и психического развития очень важно своевременное развитие связной речи дошкольников, так как, и речь и язык исполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, самоорганизации поведения ребенка.
Для полноценного речевого и психического развития очень важно своевременное развитие связной речи дошкольников, так как, и речь и язык исполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, самоорганизации поведения ребенка.
В настоящее время наблюдается, что у
детей дошкольного возраста затруднения в понимании смысла рассказа,
который они услышали, трудности при составлении его плана, а также
нарушение стилистического оформления. Характер смысловых
высказываний имеет отрывочность, дети склоняются больше к внешним,
лежащим на поверхности, впечатлениям, чем к причинно-следственным
связям в рассказе. Многие педагоги считают, что при самостоятельном,
спонтанном развитии навыки связной речи не смогут достичь уровня,
который необходим им для обучения в школе, поэтому важно обучать этому
ребенка специально. [1]
Связная речь играет важную роль в формировании личности и
социализации человека, поэтому ее развитие играет главную роль в речевом
воспитании ребенка. И здесь осуществляется главная функция языка и речи –
коммуникативная. Монологическая и диалогическая связная речь являются
ключевыми составляющими интеллектуальной готовности к обучению в
школе, потому что в нее входят восприятие, осмысление и передача
усвоенного смысла с помощью своих связных высказываний. Когда дети
научатся излагать свои мысли правильно и свободно, у них улучшится устная
речь.
Значимое место в становлении личностных качеств ребенка занимают
его родители, как его главные воспитатели. Перед ними стоит задача —
создание условий для правильного и здорового формирования связной речи
ребенка для гармоничного речевого общения. В наше время из-за
напряженного ритма жизни, родители мало уделяют внимания речевому
развитию ребенка. Все общение родителей с детьми можно сравнить с
тестом, где родители задают вопрос, а дети дают на него простой ответ. При
этом родители не обращают внимание на оформление ответа, его связность,
грамматические ошибки или словарный запас ребенка, а смотрят только на
смысловую наполняемость.
Участие родителей главное составляющие в развитие связной речи у
дошкольников. Усилия педагогов в развитии связной речи не будут
эффективны без дополнительных домашних занятий.
Одной из основных целей нашего исследования является тот факт, что
необходимо обозначить главные направления развития речи ребенка в
условиях семейного воспитания и определить участие родителей в
формировании связной речи детей.
За основу нашего исследования были взяты труды таких специалистов,
как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, которые занимались
изучением проблемы участия родителей в развития связной речи детей. В
рамках выполнения данной работы нами было проведено экспериментальное
исследование связной монологической и диалогической речи у 10 детей
дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на базе
многофункционального детского центра «София».
Нами использовались диагностические методики И.Л. Баскаковой —
исследование особенностей связной монологической речи «Составление
законченного высказывания» и И.С. Назаметдиновой
– исследование
диалогической речи у дошкольников.
По результатам проведенных исследований мы заметили, что уровень
монологической речи в экспериментальной группе у большинства детей
находится на среднем уровне, лишь один ребенок показал результаты,
которые соответствуют низкому уровню, высокий же уровень никто из детей
не показал. При выполнении заданий на составление предложений у многих
детей наблюдались длительные паузы с поиском подходящих слов,
требовалась дополнительная помощь педагога в виде наводящих вопросов.
Результаты исследования диалогической речи у дошкольников по И.С.
Назаметдиновой также показали, средний уровень владения диалогической
речи у большинства детей, из 10 дошкольников лишь у двоих он оказался
низком уровне. Все дошкольники из экспериментальной группы давали
ответы на вопросы педагога, практически все дети свободно вступали в
процесс общения, как со сверстниками, так и с педагогом, но задавать
вопросы самим для них оказалось труднее всего, так ни один из детей не
смог задать вопрос собеседнику, без помощи подсказок педагога.
По результатам анкетирования родителей и бесед с педагогами, мы
пришли к выводу, что участие родителей было минимальным. Это связано с
занятостью родителей и другими бытовыми проблемами.
Таким образом, мы выяснили, что затруднения в развитие связной речи
связаны с нерегулярным посещением центра, недостаточного количества
занятий, а также с трудовой и бытовой занятостью родителей, и мало
информированности о правильном речевом развитии детей. Это и является
основными причинами слабого, на наш взгляд, развития связной речи у
детей.
С целью улучшения и успешного формирования связной речи, нами
был разработан комплекс из творческих занятий, упражнений и
рекомендаций. Этот комплекс адаптирован так, что его можно использовать
дома в условиях семейного воспитания, в различных центрах развития, где
дети находятся неполный день. Его могут проводить родители и педагоги без
специального дефектологического образования.
Данная система работы состоит из 7-и занятий, которые можно периодически повторять, комбинировать или менять местами. Но если каждое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста проводить по очереди ежедневно, то данная система занятий в условиях семейного воспитания рассчитана на 1,5-2 недели, по прошествии которых занятия можно начинать повторно или повторять только те занятия, которые особенно понравились детям.
Система занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия в условиях семейного воспитания | Развитие монологической речи | Развитие диалогической речи |
1.Занятие «Фруктовая радуга» — рисование гуашью фруктов на мольбертах, сопровождаемое музыкой. После завершения работы ребенок должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено. После этого этап совместного обсуждения работ с родителями. | После завершения работы ребенок должен представить свои работы, рассказывают, что на нем изображено. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работ. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы родителей, участвовать в процессе общения. |
2.Занятие «Мой любимый город» — рисование пейзажа, на котором ребенок изображает любимое место в городе (дом, парк, улица), где часто бывает с родителями. После завершения работы ребенок должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему. После этого этап совместного обсуждения работ с родителями. | После завершения работы ребенок должен представить свои работы, рассказывает, что на нем изображено. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работ. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы родителей и участвовать в процессе общения. |
3.Занятие «Наши веселые друзья» — изображение разных эмоций ребенком на выбор. После завершения работы ребенок должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему. Родители должны угадывать изображенную эмоцию. После этого этап совместного обсуждения работ. | После завершения работы ребенок должен представить свои работы, рассказать, что на нем изображено. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работ. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, участвовать в процессе общения. |
4.Занятие «Движущийся человек» — дошкольник учится изображать человека в движении. Родитель дает указания и подсказки ребенку по поводу выбора деятельности человека (ходьба, бег, прыжки, наклоны и т.д.). После завершения работы ребенок должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему. После этого этап совместного обсуждения работы. | После завершения работы ребенок представляет свои работы, рассказывает, что на нем изображено. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работы. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать их и участвовать в процессе общения. |
5.Занятие «Зайчик в лесу» — занятие по рисованию цветными карандашами, целью которого было изобразить Зайчика за его обычными делами (поиск еды, прогулка с зайчатами и т.д.) После завершения работы ребенок должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему. После этого этап совместного обсуждения работы с родителями. | После завершения работы ребенок представляет свою работу, рассказывает, что на нем изображено. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работы. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать их и участвовать в процессе общения. |
6. Творческое занятие «Где мы видим красоту» — разговор с ребенком на тему красоты вокруг нас с элементами музыкального сопровождения. После завершения беседы ребенок должен рассказать, что он понял. После этого идет этап совместного обсуждения вопроса. | Развитие монологической связной речи. Представление своей работы. | После представления работ идет этап совместного обсуждения темы. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать их и участвовать в процессе общения. |
Занятие на свободную тему — дошкольник сам выбирает форму работы: рисовать (краски, мелки, карандаши и т.д.), лепить, составлять рассказ по картине. После завершения работы ребенок должен представить свой творческий продукт, рассказав подробно о нем. После этого этап совместного обсуждения работы с родителями. | После завершения работы ребенок представляет свою работу, рассказывает, о своей работе. Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. | После представления работ идет этап совместного обсуждения работ. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать их и участвовать в процессе общения. |
Данная программа используется родителями в домашних условиях и
педагогами на занятиях. Но следует учесть то, что одним только этим
комплексом занятий проблемы, связанные с развитием речи детей, не
решатся. Значительные улучшения будут наблюдаться только при
совместной работе родителей и педагогов.
Горина А.В.,
Сайтханов А.Ф., к.п.н., доцент РФ,
г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Список литературы
Бородич А. М. Методика развития речи у детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.:
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2 – М., 1956 – 519 с.
Легсгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. –
Лисина М. И. Л63 Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и
педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб:
Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
Смирнова Е.О. Развитие общения у дошкольников. — М., 1994
7 Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.