Участие родителей в формировании связной речи.

Для полноценного речевого и психического развития очень важно своевременное развитие связной речи дошкольников, так как, и речь и язык исполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, самоорганизации поведения ребенка.

Для полноценного речевого и психического развития очень важно своевременное развитие связной речи дошкольников, так как, и речь и язык исполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, самоорганизации поведения ребенка.

В настоящее время наблюдается, что у

детей дошкольного возраста затруднения в понимании смысла рассказа,

который они услышали, трудности при составлении его плана, а также

нарушение стилистического оформления. Характер смысловых

высказываний имеет отрывочность, дети склоняются больше к внешним,

лежащим на поверхности, впечатлениям, чем к причинно-следственным

связям в рассказе. Многие педагоги считают, что при самостоятельном,

спонтанном развитии навыки связной речи не смогут достичь уровня,

который необходим им для обучения в школе, поэтому важно обучать этому

ребенка специально. [1]

Связная речь играет важную роль в формировании личности и

социализации человека, поэтому ее развитие играет главную роль в речевом

воспитании ребенка. И здесь осуществляется главная функция языка и речи –

коммуникативная. Монологическая и диалогическая связная речь являются

ключевыми составляющими интеллектуальной готовности к обучению в

школе, потому что в нее входят восприятие, осмысление и передача

усвоенного смысла с помощью своих связных высказываний. Когда дети

научатся излагать свои мысли правильно и свободно, у них улучшится устная

речь.

Значимое место в становлении личностных качеств ребенка занимают

его родители, как его главные воспитатели. Перед ними стоит задача —

создание условий для правильного и здорового формирования связной речи

ребенка для гармоничного речевого общения. В наше время из-за

напряженного ритма жизни, родители мало уделяют внимания речевому

развитию ребенка. Все общение родителей с детьми можно сравнить с

тестом, где родители задают вопрос, а дети дают на него простой ответ. При

этом родители не обращают внимание на оформление ответа, его связность,

грамматические ошибки или словарный запас ребенка, а смотрят только на

смысловую наполняемость.

Участие родителей главное составляющие в развитие связной речи у

дошкольников. Усилия педагогов в развитии связной речи не будут

эффективны без дополнительных домашних занятий.

Одной из основных целей нашего исследования является тот факт, что

необходимо обозначить главные направления развития речи ребенка в

условиях семейного воспитания и определить участие родителей в

формировании связной речи детей.

За основу нашего исследования были взяты труды таких специалистов,

как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, которые занимались

изучением проблемы участия родителей в развития связной речи детей. В

рамках выполнения данной работы нами было проведено экспериментальное

исследование связной монологической и диалогической речи у 10 детей

дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на базе

многофункционального детского центра «София».

Нами использовались диагностические методики И.Л. Баскаковой —

исследование особенностей связной монологической речи «Составление

законченного высказывания» и И.С. Назаметдиновой

– исследование

диалогической речи у дошкольников.

По результатам проведенных исследований мы заметили, что уровень

монологической речи в экспериментальной группе у большинства детей

находится на среднем уровне, лишь один ребенок показал результаты,

которые соответствуют низкому уровню, высокий же уровень никто из детей

не показал. При выполнении заданий на составление предложений у многих

детей наблюдались длительные паузы с поиском подходящих слов,

требовалась дополнительная помощь педагога в виде наводящих вопросов.

Результаты исследования диалогической речи у дошкольников по И.С.

Назаметдиновой также показали, средний уровень владения диалогической

речи у большинства детей, из 10 дошкольников лишь у двоих он оказался

низком уровне. Все дошкольники из экспериментальной группы давали

ответы на вопросы педагога, практически все дети свободно вступали в

процесс общения, как со сверстниками, так и с педагогом, но задавать

вопросы самим для них оказалось труднее всего, так ни один из детей не

смог задать вопрос собеседнику, без помощи подсказок педагога.

По результатам анкетирования родителей и бесед с педагогами, мы

пришли к выводу, что участие родителей было минимальным. Это связано с

занятостью родителей и другими бытовыми проблемами.

Таким образом, мы выяснили, что затруднения в развитие связной речи

связаны с нерегулярным посещением центра, недостаточного количества

занятий, а также с трудовой и бытовой занятостью родителей, и мало

информированности о правильном речевом развитии детей. Это и является

основными причинами слабого, на наш взгляд, развития связной речи у

детей.

С целью улучшения и успешного формирования связной речи, нами

был разработан комплекс из творческих занятий, упражнений и

рекомендаций. Этот комплекс адаптирован так, что его можно использовать

дома в условиях семейного воспитания, в различных центрах развития, где

дети находятся неполный день. Его могут проводить родители и педагоги без

специального дефектологического образования.

Данная система работы состоит из 7-и  занятий, которые можно периодически повторять, комбинировать или менять местами. Но если  каждое занятие  по     развитию    связной    речи    у    детей старшего дошкольного возраста проводить  по очереди ежедневно, то данная система занятий в условиях  семейного воспитания рассчитана на 1,5-2 недели, по прошествии которых   занятия можно начинать повторно или повторять только те занятия, которые особенно понравились детям.

Система занятий по     развитию    связной    речи    у    детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  в условиях  семейного воспитания Развитие монологической речи Развитие диалогической речи
1.Занятие «Фруктовая радуга» — рисование гуашью фруктов  на мольбертах, сопровождаемое музыкой. После завершения работы ребенок  должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено.  После этого этап совместного обсуждения работ с родителями. После завершения работы ребенок  должен представить  свои работы, рассказывают, что на нем изображено.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работ. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится  отвечать на вопросы родителей,   участвовать в процессе общения.
2.Занятие  «Мой любимый город» — рисование  пейзажа, на котором ребенок   изображает любимое место в городе (дом, парк, улица), где  часто бывает с родителями. После завершения работы ребенок  должен представить свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему.  После этого этап совместного обсуждения работ с родителями. После завершения работы ребенок  должен представить  свои работы, рассказывает, что на нем изображено.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работ. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится  отвечать на вопросы родителей  и   участвовать в процессе общения.
3.Занятие «Наши веселые  друзья» — изображение  разных эмоций ребенком на выбор. После завершения работы ребенок  должен представить    свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему.  Родители   должны угадывать изображенную эмоцию. После этого этап совместного обсуждения работ.   После завершения работы ребенок  должен представить  свои работы, рассказать, что на нем изображено.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работ. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок   учится   отвечать на вопросы,   участвовать в процессе общения.          
4.Занятие «Движущийся человек» — дошкольник учится изображать  человека в движении. Родитель  дает указания и подсказки   ребенку по поводу  выбора  деятельности человека (ходьба, бег, прыжки, наклоны и т.д.). После завершения работы ребенок  должен представить  свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему.  После этого этап совместного обсуждения работы.   После завершения работы ребенок   представляет  свои работы, рассказывает, что на нем изображено.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работы. на этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать их и   участвовать в процессе общения.          
5.Занятие «Зайчик в лесу» — занятие по рисованию цветными карандашами, целью которого было изобразить Зайчика  за его обычными делами (поиск еды, прогулка с зайчатами и т.д.) После завершения работы ребенок  должен представить  свой рисунок, рассказав, что на нем изображено и почему.  После этого этап совместного обсуждения работы с родителями. После завершения работы ребенок представляет   свою работу, рассказывает, что на нем изображено.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работы. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится  отвечать на вопросы, задавать их и   участвовать в процессе общения.          
6. Творческое  занятие «Где мы видим красоту» — разговор  с ребенком  на   тему красоты вокруг нас с элементами музыкального сопровождения. После завершения беседы  ребенок должен    рассказать, что он  понял.  После этого идет этап совместного обсуждения вопроса. Развитие монологической связной речи. Представление своей работы. После представления работ идет  этап совместного обсуждения темы. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится  отвечать на вопросы, задавать их  и  участвовать в процессе общения.
Занятие на свободную тему —    дошкольник сам выбирает форму работы:  рисовать  (краски,  мелки, карандаши и т.д.), лепить, составлять рассказ по картине. После завершения работы ребенок  должен представить  свой творческий продукт, рассказав подробно о нем.  После этого этап совместного обсуждения работы с родителями. После завершения работы ребенок    представляет  свою работу, рассказывает, о своей работе.  Именно на этом этапе происходит развитие монологической связной речи. После представления работ идет  этап совместного обсуждения работ. На этом этапе происходит развитие диалогической речи. Ребенок учится  отвечать на вопросы, задавать их и  участвовать в процессе общения.            

Данная программа используется родителями в домашних условиях и

педагогами на занятиях. Но следует учесть то, что одним только этим

комплексом занятий проблемы, связанные с развитием речи детей, не

решатся. Значительные улучшения будут наблюдаться только при

совместной работе родителей и педагогов.

Горина А.В.,

Сайтханов А.Ф., к.п.н., доцент РФ,

г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Список литературы

Бородич А. М. Методика развития речи у детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.:

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2 – М., 1956 – 519 с.

Легсгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. –

Лисина М. И. Л63 Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и

педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб:

Издательство «Питер», 2000 – 712 с.

Смирнова Е.О. Развитие общения у дошкольников. — М., 1994

7 Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.