Курсовая работа.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ» 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ 

Кафедра специальной педагогики и психологии 

Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Логопедия»                                  Курс IV, группа СОЛОГ 31-15 

ГОРИНА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА 

ВЛИЯНИЕ ДИСГРАФИИ НА УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Разрыв страницы 

СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ 3   

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

  1. Особенности нарушения письменной речи ……………………………………..6 
  1. Психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением речи……………………………………………………………………………………………..12 

Выводы по Главе  I 16 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСГРАФИИ НА УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕ1 

2.1. Организация и проведение экспериментального  исследования……….. 17 

2.2. Качественно-количественные анализ результатов   экспериментального  исследования    21 

Выводы по Главе 2 27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  31 

ПРИЛОЖЕНИЕ 34 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследованияС началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие затруднения чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма – дисграфии. 
Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.  

Несмотря на достаточное количество диагностических и развивающих  коррекционных методик для преодоления нарушения письма и чтения, разнообразие вариативности общего недоразвития  речи у детей младшего школьного возраста,  определяет необходимость дальнейшего изучения этой проблемы с целью выявления влияния дисграфии на уровень успеваемости детей, так как несвоевременное преодоление нарушений письменной речи впоследствии приводит к глобальной школьной неуспеваемости, и в целом социальной дизадаптации ребенка.  Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить об актуальности темы, выбранной нами для рассмотрения и изучения в рамках данной курсовой работы. 

   Цель исследования: изучить влияние дисграфии на уровень успеваемости детей младшего школьного возраста.  

  Объект исследования – письменная речь   детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.  

Предмет исследования – проявления дисграфии  у детей  младшего школьного возраста.  

Гипотеза:    мы считаем,  что  имеет место влияние дисграфии на уровень успеваемости младших школьников. 

Задачи: 

  1. Проанализировать теоретические подходы к сущности проблемы нарушений письма  в специальной литературе; 
  1. Изучить  эффективные методы  и приемы исследования  письменной речи; 
  1. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление признаков дисграфии у детей  младшего школьного возраста; 
  1. Проанализировать результаты данного исследования. 

Методы исследования: сбор, систематизация и анализ   теоретического материала, эксперимент, анализ результатов исследования. 

Теоретико-методологические основы исследования – это концепция о взаимосвязи речи и мышления (JI.C. Выготский); принципы общей специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев), системно-деятельностный  подход  (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов); Учения о функциональной системы письма. (А. Р. Лурия); учения о психологических уровнях организации письма. (Л. С. Цветкова). 

Теоретическая значимость состоит в возможности конкретизировать понятие «дисграфии», выявить теоретические подходы в изучении  особенностей дисграфии у детей, обобщить теоретические сведения по данной проблеме в рамках   курсовой работы.  

Практическая значимость заключается в том, что представлены материалы и результаты  диагностического исследования по выявлению особенностей     дисграфии  у детей младшего школьного возраста.  Эти результаты  могут быть использованы в работе педагогами, студентами педагогических вузов при подготовке к мероприятиям и  занятиям и т.д. 

База исследования:   МАОУ лицей № 42  г. Уфы.  

        Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложения.