Заключение

 

Целью данной работы было изучение влияния дисграфии на уровень успеваемости младших школьников. 

  

Мы выявили,  что у пятерых (слабоуспевающих)   детей   изэкспериметальной группы присутствуют признаки     дисграфии  разной степени тяжести.  Тот факт, что по всем методикам  у пятерых детей (слабоуспевающие) преобладают высокие и средние   разного рода проявления дисграфии,      позволяет нам предположить, что имеет место  влияние  дисграфии на уровень успеваемости младших школьников. 

Таким образом,  мы выявили,  что из группы испытуемых у половины детей выявлены признаки дисграфии. Каждый из таких детей с точки зрения уровня успеваемости является слабо успевающим. Если оценить ситуацию  сдругой стороны,  то можно отметить,  что у всех слабо успевающих детей есть признаки дисграфии.  У детей,  успевающих на «отлично»  и «хорошо» проявлений дисгафии не выявлено. 

Итак, обследование  письменной  речи младших школьников    показало, что  у половины детей (слабоуспевающие)     есть   нарушения, затрагивающее лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны. Но при этом  такие  расстройства речи еще не носят  тяжелого характера, а именно: многие школьники имеют  только фонетико-фонематические нарушения, у других детей    каких-либо серьезныхнарушений   речи не  обнаружено.  

Таким образом, ошибки в письменных работах детей, имеющих  признаки дисграфии,  указывают  на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными нюансами, на недостаточную четкость звукового анализа, на  неумение не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность, на не законченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи у испытуемых, по сравнению с показателями нормы для детей, у которых таковых нарушений не выявлено.  

Таким образом, анализ характера ошибок, допущенных половиной испытуемых из экспериментальной группы, позволил выявить определенные закономерности: диграфия влияет на успеваемость не по всем предметам, а только на успеваемость по предметам, в которых непосредственно участвует письменная речь. 

В заключение исследования мы можем резюмировать,  что заявленная в работе гипотеза нашла свое подтверждение: мы вывили влияниедисграфии  на уровень успеваемости младших школьников – дети, имеющие признаки дисграфии, оказались слабоуспевающими, а школьники,  у которых признаков дисграфии выявлено не было,  успевают на «хорошо» и «отлично».