Конспект фронтального занятия по лексической теме «Игрушки»

Формирование навыков согласования и управления слов во фразе.

I Организационный момент.

Ребята, я сегодня принесла в чудесном мешочке новые игрушки. Давайте посмотрим, какие там игрушки. (Дети по очереди достают из мешочка игрушки и называют их. Логопед уточняет у детей, как все эти предметы можно назвать одним словом. Сначала хором, затем индивидуально игрушки).

II Основная часть

Логопед просит каждого ребенка выйти к доске, назвать свою игрушку и как ей можно играть. Каждый ребенок рассказывает про свою игрушку и кладет ее на стол. (В этот момент логопед вывешивает на доске картинки с изображением игрушек, которые называют дети по 2 экземпляра: маленький и большой предмет)

 (Раздается стук в дверь. Логопед обращает внимание детей на стук.) Кто это постучал? Давайте посмотрим. (Логопед открывает дверь и берет картинки с изображение Великана и Мальчика-с-пальчика.)

Ребята к нам пришли Великан и Мальчик-с-пальчик. (Логопед вывешивает картинки с изображением героев на доске.) У них случилось горе, они перепутали все свои игрушки. (Логопед обращает внимание детей на доску.) У нас на доске висят игрушки разных размеров. Каких? (Больших и маленьких.) Как вы думаете какого размера игрушки мы дадим Великану (большие), а Мальчику-с-пальчику (маленькие).

Физкультминутка.

«Игра с мячом.» Дети становятся в круг. Логопед называет игрушку для Великана, в этот момент дети начинают передавать друг другу мяч по очереди. После слов логопеда «Стоп!», тот у кого окажется мяч говорит название этой игрушки для Мальчика-с-пальчика.

 Мы помогли героям найти их игрушки теперь нам нужно расставить их по своим местам. Одну игрушку положим на полку, а много игрушек – в коробку. Например: «На полке мяч, в коробке мячи.» (Логопед говорит начало предложения, когда предмет один, а дети заканчивают во множественном числе, отвечают хором, затем индивидуально)

Молодцы, ребята. Вы помогли нашим сказочным героям найти их игрушки и расставить их по своим местам. Они для каждого из вас оставили по картинке. (Логопед раздает по картинке с изображением игрушки детям)

Давайте поиграем в игру «Что делает? Что сделал/а?». каждый по очереди выходит к доске со своей картинкой и показывает, как можно играть с этой игрушкой. А остальные угадывают. (Оля показывает, как она собирает пирамидку. Логопед задает вопросы.) Что делает Оля? (Оля собирает пирамидку.) Что сделала Оля? (Оля собрала пирамидку.) И так далее. (Дети отвечают хором, затем индивидуально. Последним выходит тот ребенок, у которого картинка с мячом. )

Ребята, какие спортивные игры с мячом вы знаете? ( футбол, баскетбол, и тд). Дети, мяч для футбола называется футбольный мяч. Какой мяч? — футбольный. Для баскетбола — баскетбольный и так далее. (Дети отвечают хором, затем индивидуально. После каждого ответа дети оставляют картинку на столе. Параллельно с ответами детей логопед выкладывает предполагаемую фразу из иллюстраций.)

Давайте вспомним кто, что делал. В этом нам помогут картинки, которые висят на доске. (Дети составляют фразу по иллюстрации и с опорой на вопросы логопеда.)

Вы хорошо справились со всеми заданиями и давайте теперь выучим с вами небольшое стихотворение про мячик.

Мой веселый, звонкий мяч…

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

III Итог занятия.

Какие предметы мы собирали для Великана, (большие) а какие для Мальчика-с-пальчика (маленькие).

Какой мяч для футбола? (футбольный мяч)